Уход за сельскохозяйственными машинами

Уход за сельскохозяйственными машинами

Часто приходится видеть, как машины после окончания работ валяются беспризорными. Дорогие и к тому же легко портящиеся машины оставляются под открытым небом. Их мочит дождями, заносит снегом, а гуляющие по двору животные ломают их. Надо помнить, что если машина бросается без ухода, она изнашивается очень быстро и та машина, которая могла бы служить в хозяйстве 10-12 лет, через 3-4 года делается негодной для использования.
Все машины и орудия, агрегатируемые с тракторами Т-16, Т-25, Т-40 или МТЗ-82, требуют хорошего ухода и бережного хранения. Надо подготовить машину к работе, а после работы надо ее очистить и поставить в закрытое помещение. При таких условиях машина будет хорошо работать и долго прослужит в хозяйстве.
Уход за сельскохозяйственными машинами и орудиями несложен, а связанные с этим расходы окупаются продолжительностью их службы.
Как общее правило ухода за всеми машинами и орудиями можно указать, что перед работой следует: хорошенько осмотреть машину и установить ее; надо подтянуть ослабевшие гайки; правильно, по уровню, установить молотилки, сортировки, веялки; смазать трущиеся части; отточить ножи у плугов, жаток, сенокосилок; оттянуть лемехи и т. д. По окончании работы надо хорошенько вычистить все части машины. Особенно внимательно надо осмотреть и прочистить шестерни и те части машин, где происходит трение. Все блестящие металлические части машин надо смазывать салом или смесью олеонафта с мелом, чтобы не допустить ржавчины. Мелкие части у сложных машин следует отнять, перетереть и,  смазав,  сложить в ящик. Очищенные и смазанные машины на зиму надо убрать в закрытое помещение и установить их там так, чтобы каждая машина свободно стояла, а не давила одна на другую.
 
КАЖДОЙ  МАШИНЕ — СВОЙ УХОД

Возьмем несколько машин и орудий. 
 
Уход за сельскохозяйственными машинами
 
Плуг. Особенно надо обратить внимание на правильное положение седла на рамке передка, остроту ножа и лемеха. Смазать колесной мазью оси колес. Часто плуги портятся во время перевозки их в поле, поэтому надо озаботиться, чтобы плуги перевозились на телегах или на особых салазках. При перевозе никогда не следует садиться на плуг, чтобы не согнуть его частей, не сбрасывать его с телеги на землю, а снимать осторожно. Особый уход требуется за лемехами. Они быстро тупятся, и их надо точить, а при значительном износе — «оттягивать». После работы каждый раз надо хорошенько счистить с лемеха, отвала и колес налипшую на них грязь, чтобы этим не допустить появления ржавчины. Если работа плуга закончена на долгое время, надо ствол, лемех и полевую доску смазать салом, смешанным с мелом (на одну часть сала две части мела). Травокосилка. Перед началом работы надо во все смазочные отверстия машины влить хорошее жидкое масло (олеонафт). Прежде чем приступать к работе, следует проверить движение ножа. В первый день работы машины необходимо после каждого кругового объезда обильно смазывать все трущиеся части. Как перед работой, так и во время работы надо осматривать гайки и хорошенько их подтягивать. Если у машины какая-либо часть сработается, то ее надо заменить запасной частью и никогда не следует медлить с этой заменой, так как несвоевременная замена износившейся части может повлечь за собой полную порчу всей машины. 
 
Жатка. Прежде чем пустить машину в работу, следует убедиться в правильности хода всех движущихся частей. Особенное внимание надо обратить на нож, который должен двигаться совершенно свободно. Чтобы избежать поломок, загрязнения или перегревания подшипников, жатку следует смазывать только чистым машинным маслом и никогда не смазывать дегтем или каким-либо другим смазочным материалом плохого качества, т. к. такой смазкой можно очень быстро испортить машину. Каждый раз перед началом работ следует осмотреть гайки. Они от дрожания и сотрясения машины во время работы ослабевают, и их следует подтягивать. Ножи всегда должны быть хорошо наточены и чисты от грязи и ржавчины, тупые и грязные ножи повлекут за собой остановку и порчу машины. Во время работы надо постоянно следить за тем, чтобы отверстия, через которые происходит смазка трущихся частей, ничем не забивались, иначе масло не будет проникать к валикам и подшипникам, и последние будут нагреваться и быстро изнашиваться. Подшипники и валы должны составлять предмет постоянной заботы, и всегда следует помнить, что там, где движение совершается быстрее, требуется более обильная и частая смазка.
 
Сортировка. Во время работы сортировки необходимо следить за правильной и достаточной смазкой трущихся частей. Надо следить за всеми болтами и гайками машины и ослабевшие болты и гайки сейчас же хорошенько подтягивать. Ручку во время работы надо вертеть равномерно, без подергиваний, со скоростью, которая указана для каждой машины. От неровного верчения ручки быстро расшатывается рама машины. По окончании работ сортировку необходимо очистить от грязи, пыли, колосков, соломы, внимательно осмотреть, нет ли где поломоки каких-либо неисправностей, сделать нужные исправления (никогда не откладывая их до следующего года) и смазать маслом все металлические части. Хранить машину надо в закрытом и сухом помещении. В сыром помещении деревянные части машины покоробятся, а металлические—заржавеют. Особенное внимание надо обращать на хранение решот, т. к. деревянные рамы решот могут покоробиться и их нельзя будет вставить в машину. Нельзя оставлять машину и на солнце. От жары портятся ее деревянные части.
 
Триер. Перед началом работы надо очистить триер от застрявших зерен, что можно сделать легким постукиванием рукой по цилиндру, а затем наклонить триер и вращением ручки освободить от зерен и сора ящик и корыто. Ремни не следует натягивать туго, надо только, чтобы они не скользили.
Устанавливать для работы триер надо на гладком и ровном месте, чтобы во время работы стойки стояли твердо и не шатались. Засыпать в ковш зерно можно только провеянное, иначе машина будет плохо работать. Перед работой надо смазать машину. Никогда не следует вертеть ручку в обратную сторону. После работы надо триер очистить от зерна и пыли, снять ремни и ручку и поставить машину в закрытое и сухое помещение.
 
Рядовая сеялка. Перед началом работы надо осмотреть сеялку, смазать ходовые колеса. Не следует при работе смазывать шестерни и катушки, т. к. от этого шестерни и катушки скоро засоряются и портятся. Если же при проверке машины перед посевом выяснится, что катушки не вертятся, надо пустить в них немного керосина и поворачивать их руками. После этого керосин надо хорошенько вытереть, т. к. иначе будет налипать пыль.
Никогда не надо сразу опускать сошники, а делать это осторожно, чтобы не получалось сильного удара сошниками о землю. При перевозке сеялки по дороге надо сошники подтягивать как можно выше. Никогда не следует во время работы садиться на ящик сеялки или класть на него мешки с семенами, иначе может погнуться рама и поломаться ящик. По окончании работы надо очистить грязь в шестернях, ящик и коробы от семян, а трущиеся части промыть керосином. На хранение сеялку надо поставить в закрытое помещение. Резиновые семепроводы надо снять и хранить в теплом помещении. От сильного холода и жары семепроводы ссыхаются и трескаются.
Из приведенных примеров хранения и ухода за машинами видно, что в основе каждая машина требует внимательного к себе отношения, основательного знания этой машины. Никогда не следует браться за машину, не будучи хорошо знакомым с ее строением во всех мелочах, иначе легко можно испортить машину и причинить самому себе увечье.
Недостаток машин у нас требует, чтобы к ним относились особенно бережно. Бережливость и хороший уход за машиной, не представляющие никаких мудростей и вполне осуществимы в каждом хозяйстве, сохранят машину, дадут возможность пользоваться ею   более долгое время, а чем дольше машина находится в работе, тем дешевле она обходится хозяйству.
Правильный уход и хранение сельскохозяйственных машин и орудий сохранят их и позволят скорее насытить машинами наши колхозы и совхозы.
 
См. также:
1. Создаем красивый цветник для ленивых;
3. Узнаем, как выбрать саженцы для сада;